До войны в Сургуте появился леспромхоз. Заготавливали бревна и сплавляли по реке до Омска
Работали на лесозаготовках не сургутяне, а заключенные из числа тех, кто не совершил тяжких преступлений. Но и коренные жители не сидели без дела. Работы, особенно летом, было много. Сено накосить, дрова нарубить, рыбы наловить, продуктами на зиму запастись.
А оттуда на платформах — на восток, в том числе в Китай. Возможно, поэтому сургутяне познакомились с китайскими товарами еще в те годы — в городе работал магазин с импортными одеждой и посудой.
— Варежки вязали. А обувь — шили. Мой дедушка изготавливал сапоги-бутылы. Мы их надевали с шерстяными носками, предварительно запихнув внутрь сено — для мягкости. И дегтем промазывали, чтобы не промочить ноги — делится воспоминаниями наша собеседница.
У многих дома были шкурки. Чернобурки, норки, песцы, соболи, росомахи, лоси и даже волки с белками. Но женщины ходили в продуваемых платках и в пальто или телогрейках
Но лишнего от природы не брали. Ловили рыбу только для себя и для соседей контуженных. Потому что сургутяне не торговали. Некому было продавать. Да, и хранить было негде. Электричество, а с ним и холодильники, появились в домах после прихода Салманова. А до тех пор все запасы хранились в погребах.
Сургутян кормили лес и река. Было много осетров и муксуна. Осетровую икру солили ведрами
Активно собирали шишки. Шишковали, как тогда говорили. В лесу их сразу чистили, и грузили орешки в мешки. А еще — охотились. Не для себя, а для сдачи в приемные пункты, получая в обмен на дары природы немалые по тем временам деньги. Удивительно, но никому в голову приходило шить для себя шубы, варежки или шапки. Считалось, что рукодельничать из меха — прерогатива ханты.