0
Чистый и дружный:

Как жил Сургут до прихода нефтяников

Чтобы узнать о жизни «до», мы решили поговорить с потомком основателей города — Людмилой Кайдаловой
Чья семья живет здесь четыре столетия. Она рассказала, каков был быт сургутян в послевоенные годы.
Для многих горожан история
Сургута началась с приходом нефтяников
Она родилась после войны и взрослела, когда Сургут еще не стал нефтяным
Многие воспоминания Людмилы Кайдаловой касаются ее детства. Жила ее семья там, где сейчас располагается главный корпус СурГУ. Кстати, Сайма тогда была чистая.
Хотя делать это было рискованно. И не потому что высоко. В портфелях лежали чернильцы, которые хоть и назывались «непроливашки», но могли разлиться и испачкать тетради. Учебники, кстати, носили не всегда. Ученики договаривались, какие книги и кто принесет на следующий день. И в классе был запасной комплект по всем предметам.
Школа находилась в здании дома Клепикова. На уроки ходили в обход реки. Зимой сокращали путь, скатываясь с высокой горы — там, где сейчас ИКЦ «Старый Сургут»
Самый яркий школьный праздник, который помнит Людмила Ивановна — Праздник урожая. Повара готовили из того, что выросло на пришкольном участке. В коридоре накрывали стол, пили чай, показывали сценки. Награждали детей, которые ухаживали за школьным огородом.
– Зайдешь в воду. Песок желтый, рыбки плавают, ноги щекочут. Даже дно видно, – вспоминает Людмила Ивановна.
В Сургуте было не принято отмечать государственные праздники. Собирались большими компаниями на свадьбы и дни рождения. Даже Новый год не праздновали. Если ель или сосна росли во дворе, то их украшали фигурками изо льда
– Позже появилась традиция у леспромхоза наряжать елку на своей территории, как только был выполнен план по лесозаготовке, – вспоминает Людмила Ивановна. – Порой идешь мимо в ноябре, а дерево уже нарядное. Значит, план выполнен.
Выпивали мало, хотя горожане и делали пиво. Танцевали под гармошку и аккордеон. И пели
Праздничные застолья больше предполагали общение за накрытыми столами с ухой из осетра, картофельными шанежками, пирожками с черемухой и блюдами из даров природы и того, что выросло на огороде. Обсуждали охоту и рыбалку. Рассказывали смешные истории.
У сургутян существовал неофициальный гимн – стихотворение Якова Полонского «Затворница». Его называли «Занавесочка»
Видимо, из-за строк «И ветер занавескою тихонько шевелил». Хотя гимном назвать это сложно. Да и песней о родине — тоже. Ведь в тексте речь идет о любви девушки-затворницы, мечтающей убежать в «дальнюю сторону». Но по какой-то причине это произведение полюбилось сургутянам. Песню пели на всех праздниках.
В одной знакомой улице —
Я помню старый дом,
С высокой, темной лестницей,
С завешенным окном.
Там огонек, как звездочка,
До полночи светил,
И ветер занавескою
Тихонько шевелил.
Никто не знал, какая там
Затворница жила,
Какая сила тайная
Меня туда влекла,
И что за чудо-девушка
В заветный час ночной
Меня встречала, бледная,
С распущенной косой.
Какие речи детские
Она твердила мне:
О жизни неизведанной,
О дальней стороне.
Как не по-детски пламенно,
Прильнув к устам моим,
Она дрожа шептала мне:
«Послушай, убежим!
Мы будем птицы вольные —
Забудем гордый свет…
Где нет людей прощающих,
Туда возврата нет…»
И тихо слезы капали —
И поцелуй звучал —
И ветер занавескою
Тревожно колыхал.
Яков Полонский, «Затворница», 1846 г.
До войны в Сургуте появился леспромхоз. Заготавливали бревна и сплавляли по реке до Омска
Работали на лесозаготовках не сургутяне, а заключенные из числа тех, кто не совершил тяжких преступлений. Но и коренные жители не сидели без дела. Работы, особенно летом, было много. Сено накосить, дрова нарубить, рыбы наловить, продуктами на зиму запастись.
А оттуда на платформах — на восток, в том числе в Китай. Возможно, поэтому сургутяне познакомились с китайскими товарами еще в те годы — в городе работал магазин с импортными одеждой и посудой.
— Варежки вязали. А обувь — шили. Мой дедушка изготавливал сапоги-бутылы. Мы их надевали с шерстяными носками, предварительно запихнув внутрь сено — для мягкости. И дегтем промазывали, чтобы не промочить ноги — делится воспоминаниями наша собеседница.
У многих дома были шкурки. Чернобурки, норки, песцы, соболи, росомахи, лоси и даже волки с белками. Но женщины ходили в продуваемых платках и в пальто или телогрейках
Но лишнего от природы не брали. Ловили рыбу только для себя и для соседей контуженных. Потому что сургутяне не торговали. Некому было продавать. Да, и хранить было негде. Электричество, а с ним и холодильники, появились в домах после прихода Салманова. А до тех пор все запасы хранились в погребах.
Сургутян кормили лес и река. Было много осетров и муксуна. Осетровую икру солили ведрами
Активно собирали шишки. Шишковали, как тогда говорили. В лесу их сразу чистили, и грузили орешки в мешки. А еще — охотились. Не для себя, а для сдачи в приемные пункты, получая в обмен на дары природы немалые по тем временам деньги. Удивительно, но никому в голову приходило шить для себя шубы, варежки или шапки. Считалось, что рукодельничать из меха — прерогатива ханты.
Тем, кто мусорил на улице, мог сделать замечание любой прохожий. И это было стыдно
В первой половине прошлого века Сургут хоть и слыл захолустным городишкой, но был чистым. Возле домов росли черемухи и акации. Мусорить было не принято.
Каждый мог сделать замечание. А еще комсомольцы ходили по «десятидворкам» (территория десяти домов) и смотрели, чтобы все дворовые территории были чистыми. Без остатков сена, опилок или иного мусора.
– Иначе штрафовали. Или вывешивали на здании администрации листовку, что у такого-то дома хозяйка-неряха. Попасть на доску, конечно, никто не хотел, – говорит наша собеседница.
В городе была большая библиотека, которую активно посещали горожане
Приобщили горожан к чтению еще до революции. И долгие годы книжный фонд хорошо пополнялся — ссыльные привозили много литературы. Проводили литературные чтения. Иван Кайдалов, вернувшись с фронта, создал литературный клуб. А при нем — театр, в котором ставили пьесы Чехова и Островского.
– В библиотеке работала строгая Нина Степановна, – рассказывает Людмила Кайдалова. – Дети ее боялись. Она всегда проверяла каждую страничку книг – чтобы ничего не было испорчено. Всегда спрашивала, кто какие книги брал, и просила сделать пересказ прочитанного. Если кто-то не мог пересказать – другие книги взять не мог.
Сургутяне выписывали много газет и журналов. Летом почту развозили на телеге, запряженной лошадью. Зимой – на санях.
Дети, да и взрослые, встречали каждый пароход, прибывающий в город
Это всегда было Событие с большой буквы. На месте, где располагается Вечный огонь, был пригорок — высокое место, откуда были видны приходящие суда. Но, как ни странно, о приезде геологов горожане не знали.
Копаем мы картошку, и тут к забору подходят трое загорелых молодых людей
В Сургуте мужчины гладко брились. Бороды носили только старики, родившиеся при царе. А тут – с усами, темнокожие. Удивительно.
– Помню, середина сентября. Урожай с колхозного поля к тому времени уже собрали. Оно располагалось, где сейчас больницы СОКБ, администрация, филармония – до самой Оби. Картошку, капусту, морковь выращивали. Часть овощей потом увозили в Салехард – там, на Севере «свое» ничего не росло. Вот сургутяне и помогали. И только после сбора общего собирали урожай на личных огородах, – вспоминает Людмила Кайдалова.
Пришедшие попросили продать им картошку. И это было странно, ведь горожане никогда ничего не продавали. Тем более, что и так росло у каждого. Оказалось, что это геологи, приехали искать нефть.
– Нефти у нас полно! Даже на поверхность озер из-под земли выходит, – воскликнул отец Людмилы и с готовностью согласился отдать часть своего урожая. – Если нужна картошка, то берите и копайте, сколько надо. Только мешки верните. У нас они в дефиците.
Так и познакомились с командой Фармана Салманова. Общались с геологами и нефтяниками еще не раз.
У Людмилы Ивановны сохранилась масса воспоминаний о Фармане Курбановиче как о добром и хорошем человеке
Именно при Салманове в городе появились первые автомобили. До тех пор везде ходили пешком или передвигались на лошадях. Через Сайму, возле того места, где сейчас ИКЦ «Старый Сургут», стоял деревянный мост. Его стоили женщины в 1942 году. Со временем он обветшал. И когда по улице начали курсировать автобусы, они останавливались на подъезде к реке, чтобы пассажиры вышли и преодолели мост пешком.
Благодаря ему появился дом культуры «Строитель», здание которого хотели отдать под гараж. «Молодежи негде встречаться и танцевать. Пусть это будет клуб», — настаивал Салманов. И добился своего.
Окружающих поражали настойчивость Фармана Саламанова и его упорство в поисках нефти. В то же время сами сургутяне давно знали о скрытых подземных богатствах родной земли. Вспоминают случаи выхода газа в погребах домов
— Мои родные были геологами. И они рассказывали, что в Югорской земле запрятана масса ценных минералов, — рассказывает Людмила Ивановна. — И золото, и алмазы, и асбест, и железо, и марганец. Почему не добывают? Наверное, потому что нефти достаточно.
Интернет-проект «Город С.» – уникальное собрание историй
о городе Сургуте, рассказанных его жителями и историками.
Фото: Ирина Швец

Текст: Наталья Быкова

© «Сургутская трибуна» АО "ИД "Новости Югры"".

Все права защищены. При использовании материалов активная ссылка обязательна.

Адрес редакции: 628 400, г. Сургут, ул. Маяковского, д. 14
Телефон: +7 (3462) 22−04−54
Электронная почта: st-01@idnu.ru
Сайт: stribuna.ru
Made on
Tilda